Как «фильтровать» франчайзи и сохранить действенных партнеров

Ильназ Набиуллин, бизнесмен, обладатель сети японских экспресс-парикмахерских «Чио Чио», ведает о том, как оценить потенциального франчайзи и сохранить долгие и плодотворные дела с ответственным и действенным партнером
Меня зовут Ильназ Набиуллин, я обладатель сети японских парикмахерских «Чио Чио», центров заточки «Наточу» и студий экспресс-маникюра Albina Nails. На примере «Чио Чио» я расскажу о том, по какому принципу отбирать франчайзи и что делать, чтоб удержать сильного напарника в бизнесе.
Заключение сделки по франшизе можно сопоставить с поиском супруги — нельзя работать с первыми встречными кандидатами, необходимо кропотливо и длительно выбирать партнеров. За годы работы у меня сложилась своя система отбора возможных франчайзи.

Как отбирать франчайзи

Возраст. Заключаем договоры с партнерами в возрасте 22-50 лет. Совершенно юные франчайзи не имеют опыта, личных инвестиций и могут ужаснуться сложностей в бизнесе. Партнеры в возрасте имеют свою точку зрения, труднее в управлении и не смотрят за трендами — они консерваторы во всех вопросах.
Опыт. Франчайзи не непременно должен работать в вашей нише до покупки франшизы. Изучите его прошедший либо имеющийся бизнес. Постарайтесь выяснить истинные предпосылки, почему возможный франчайзи сменил нишу либо франчайзера.
Обращайте внимание на судебные истории франчайзи. У 1-го из наших кандидатов мы отыскали несколько выигранных судов с франчайзерами: оказалось, он специально судился с обладателями франшиз и выбивал из их средства.
Качество инвестиций. Если у франчайзи только половина инвестиций из личных сбережений — это желтоватый маркер, все средства — зеленоватый, средства в кредит — красноватый маркер. Бизнесмен с красноватым маркером или не умеет накапливать, или не умеет зарабатывать.
Если франчайзи подходит по всем аспектам, мы назначаем ему встречу.

О чем гласить с кандидатом в партнеры

Чтоб осознать, подходит ли вам франчайзи, не считая телефонных дискуссий и конференций в скайпе необходимо провести минимум одну личную встречу.
Встречи лучше проводить в неформальной обстановке. Если в кабинете — то в комфортном кабинете, чтоб расположить франчайзи к разговору.
Принципиально гласить на обыкновенные и неформальные темы. В процессе таких дискуссий проще узнать, как франчайзи подготовлен психологически к кризисам в бизнесе. Выясните, в каком ключе задумывается кандидат — положительном либо нехорошем.
Направьте внимание на поведение. Неуверенные и слабенькие кандидаты при разговоре изредка глядят в глаза. Сильных видно сходу — они звучно молвят и могут себя «продать». Очень уверенные и нахальные кандидаты могут вас отпугнуть, но таким франчайзи тоже необходимо давать шанс.

Как защитить франшизу

Когда вы отыскали подходящего франчайзи и провели сделку, принципиально защитить франшизу.
1-ый предел — грамотная юридическая защита документов. Усильте режим коммерческой потаенны и составьте договоры о неразглашении.
Помните, что мысль ничего не стоит, принципиальна сама реализация. В «Чио Чио» мы сделали упор на улучшение бизнес-процессов. Так франчайзи лицезреет только перспективу от сотрудничества и осознает, что без нас ему будет труднее развивать бизнес.
Франчайзи может перенять вашу бизнес-модель. Это нормально, так как перед открытием бизнеса бизнесмен кропотливо изучает соперников. В большинстве случаев такие бизнесмены задают много приготовленных вопросов, требуют развернутого ответа и разъяснений финмодели.
Если кто-то захотит украсть ваши рекламные продукты, он их украдет. Сделайте так, чтоб франчайзи сообразил, что этого будет недостаточно.

Как удержать неплохого франчайзи

Во франшизе должны быть неизменные отношения. Франчайзер помогает развиваться франчайзи, а тот его за это награждает — платит роялти. Если услуги франчайзера будут не соответствовать оплате, тогда франчайзи просто уйдет.
Бывают ситуации, когда франчайзеру необходимо повысить стоимость на рекламные продукты либо поддержку франшизы. Тогда стоит пригласить франчайзи к для себя, познакомить с персоналом и рабочим процессом. Покажите, что без управляющей компании франчайзи будет труднее и дороже развивать бизнес.
Среднее роялти в «Чио Чио» — 8-10 тыщ рублей. За эти средства франчайзи получает труд служащих управляющей компании, который стоит больше миллиона рублей.
Нельзя исключать риск, что франчайзи уйдет по своей инициативе. Он вырастет, усвоит свою значимость и предъявит франчайзеру новые требования. Если стороны не отыщут общего согласия, они расползаются.
Мы осознаем, что это может произойти в любом бизнесе. Потому мы стараемся усерднее работать с сильными франчайзи, чтоб повсевременно подогревать их энтузиазм.
***
В брак вступают не чтоб браниться, а чтоб обожать друг дружку. Так и франчайзи будут приходить к вам, чтоб заработать, а не обокрасть. Все находится в зависимости от вас — если вы будете плохо аккомпанировать франчайзи и давать обманчивые ожидания, то партнеры будут мыслить о том, чтоб было бы хорошо поработать с мыслью самому.