Как списать безвыходные долги перед налоговой

Роман Шишкин, ассистент президента МКА «Филиппов и партнеры» по особенным поручениям, дает определенные советы для компаний о том, как можно выполнить механизм списания «безнадежных» долгов перед налоговой инспекцией, чтоб избежать негативных последствий для бизнеса
Задолженность по налогам может повлечь очень неблагоприятные последствия для хоть какой компании. К примеру, при наличии долга у компании перед бюджетом налоговая инспекция может заблокировать банковский счет либо даже запустить функцию взыскания налогов за счет имущества организации.
Совместно с тем, в ряде всевозможных случаев законодательство предугадывает механизм списания данной задолженности без фактической уплаты средств в бюджет. Но для того, чтоб исключить задолженность из налоговых обязанностей компании, налоговый орган должен признать ее безвыходной к взысканию в порядке, предусмотренном статьей 59 НК РФ.
Более всераспространенным основанием для списания задолженности по налогам (также пени, штрафам) служит фактическое прекращение деятельности налогоплательщика вследствие ликвидации компании, банкротства либо в случае погибели физического лица (пп. 1-3 п. 1 ст. 59 НК РФ). Также предусматривается возможность списания безвыходных ко взысканию долгов в случаях, когда налоговым органом утрачена возможность взыскания, пропущен срок на взыскание (срок исковой давности), в том числе вынесения трибуналом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в трибунал о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно статьям 196, 200 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет 3 года и начинает течь со денька, когда лицо выяснило либо должно было выяснить о нарушении собственного права и о том, кто является соответствующим ответчиком по иску о защите этого права.
Для более глубочайшего осознания вопроса следует разглядеть саму функцию взыскания налога и последствия ее нарушения.
Начинается все с самого факта выявления задолженности (это может быть как по результатам проведения налоговой проверки, так и в рамках текущей деятельности, к примеру, при проведении текущей сверки расчетов с основным бухгалтером).
На основании выявленного факта налоговый орган выставляет требование об уплате налога (статья 69 НК РФ) и в случае неуплаты налога в добровольческом порядке приступает к процедуре принудительного взыскания налогов.
Общий срок, в течение которого может быть взыскание налоговой задолженности, состоит из совокупы сроков:
  • срок направления требования об уплате налога, пеней, штрафа составляет 20 дней (в отношении недоимки, выявленной по результатам налоговой проверки) либо 3 месяца (во всех других случаях);
  • срок добровольческого выполнения требования налогоплательщиком составляет 8 рабочих дней;
  • срок для принятия решения о взыскании задолженности с расчетного счета налогоплательщика составляет 2 месяца.
  • срок для принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика составляет 1 год.
  • срок воззвания инспекции в трибунал, который зависимо от текущей стадии процедуры принудительного взыскания, составляет 6 месяцев либо 2 года.
При неисполнении требования об уплате налогов инспекция направляет инкассовые поручения в банк налогоплательщика для взыскания средств со счетов компании. При дефицитности денег движение расходных операций по счетам будет приостановлено и хоть какое поступление на счет будет (к примеру, за поставку некий продукции от покупателя) автоматом списано в бюджет.
Последующий шаг налоговой инспекции — взыскание задолженности за счет имущества, используется при установлении невозможности взыскания за счет денег на расчетных счетах.
Все стадии процесса принудительного взыскания строго регламентированы налоговым законодательством по срокам воплощения тех либо других действий: так, инспекция должна успеть вынести решение о взыскании налоговой задолженности за счет денег в течение 2-ух месяцев, а при взыскании за счет имущества — в течение 1-го года с момента истечения срока уплаты задолженности, установленного в требовании. Данные сроки установлены статьями 46, 47 НК РФ и являются пресекательными.
Конституционный трибунал РФ в Определении от 04.06.2009 года №1032-О-О указал, что воззвание взыскания за счет имущества налогоплательщика допу
скается только после исчерпания способностей взыскания задолженности за счет денег налогоплательщика.
Аналогичный вывод изготовлен в пт 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года №57 «О неких вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Русской Федерации». В нем говорится о том, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет другого имущества налогоплательщика только после принятия соответствующих мер по взысканию налога за счет денег налогоплательщика, и невынесение решения о взыскании налога за счет денег в установленный статьей 46 НК РФ срок и непринятие мер к его выполнению по общепринятому правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет другого имущества налогоплательщика, также воззвания его в трибунал с заявлением, предусмотренным статьей 47 НК РФ.
В случае, если инспекция вынесла решения о взыскании с нарушением установленных сроков, такие решения числятся недействительными и выполнению не подлежат. В данном случае у налоговых органов есть шанс взыскать задолженность исключительно в судебном порядке.
Кроме нарушения порядка и сроков процедуры принудительного взыскания задолженности, существует очередное самостоятельное основание, но исключительно в части штрафных санкций. Так, в согласовании с пт 1 статьи 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со денька его совершения или со последующего денька после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о вербовании к ответственности, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со денька совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, не считая предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, в отношении которых исчисление срока давности применяется со последующего денька после окончания соответственного налогового периода.
Как указывалось выше, инспекция может принять решение о списании имеющейся задолженности налогоплательщика, отраженной в карточке расчетов с бюджетом, в порядке, установленном статьей 59 НК РФ, в случаях, если утрачена возможность взыскания, пропущен срок на взыскание, в том числе вследствие вынесения трибуналом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в трибунал о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Совместно с тем, на практике проверяющие не торопятся реализовывать эту возможность, полагая, что пока трибуналом не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока, возможность взыскания на теоретическом уровне не утрачена, даже невзирая на очевидный пропуск фактических сроков на взыскание, другими словами налоговый орган, осознанно не подавая в трибунал заявления о взыскании налога с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, пробует оттянуть момент принятия решения о признании задолженности безвыходной ко взысканию и ее списании.
Тезисно метод действий компании по списанию долга можно выразить последующим образом:
  • в случае наличия задолженности, которая не взыскивается инспекцией из-за пропуска сроков, для ее списания нужно получить судебный акт, в согласовании с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в трибунал о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафа (пп.4 п.1 ст.59 НК РФ);
  • при наличии так именуемых «зависших платежей», другими словами сумм, подлежащих уплате в бюджет, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных ими в экономную систему Русской Федерации, такие суммы признаются безвыходными к взысканию в случае, если на момент принятия решения о признании обозначенных сумм безвыходными к взысканию и их списании надлежащие банки ликвидированы (пункт 4 статьи 59 НК РФ), другими словами в этом случае нужно предоставить проверяющим сведения о ликвидации банка.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, общепризнанных безвыходными к взысканию, также список документов, подтверждающих налич
ие оснований для их списания, установлены в Приказе ФНС Рф от 19.08.2010 года №ЯК-7-8/393 «Об утверждении порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, общепризнанных безвыходными к взысканию и списка документов, подтверждающих происшествия признания безвыходными ко взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».
Данным приказом установлено, что при наличии судебного акта, содержащего в мотивировочной либо резолютивной части положение, в согласовании с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в трибунал о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, налогоплательщик может подать в инспекцию по месту учета заявление о признании недоимки (пеней, штрафов) безвыходными к взысканию и их списании с приложением копии вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответственного суда (пп. «а» п. 4 Списка документов, подтверждающих происшествия признания безвыходными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам).
В течение 6 рабочих дней со денька получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безвыходной к взысканию и ее списании. Это установлено пт 4 и 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, общепризнанным безвыходными к взысканию.